«Было ощущение: Европа пришла в Новокузнецк»

В этом году популярной новокузнецкой группе «Ермаков и Ко» исполняется 20 лет. Возраст молодых свершений, надежд и перспектив на будущее. Организована группа была Сергеем Ермаковым совместно с гитаристом Александром Бадажковым. В течение нескольких лет состав группы постоянно менялся. Оставалось лишь желание работать интересно и творчески, поскольку лидер группы Сергей Ермаков из той самой категории людей, про которых говорят – «родился с искрой божьей в душе».

Помимо руководства группой, он в качестве актёра входит в состав труппы театра-мюзикла «Седьмое утро» и поёт в муниципальном камерном хоре под руководством Сергея Липового. И вообще, Ермаков – известный в городе музыкант, композитор, певец и автор песен. А в последнее время ещё и автор объемной рукописи, которую создаёт уже четыре года и в которой рассказывает о развитии новокузнецкой эстрады. Книга посвящена исследованию истории возникновения первых эстрадных коллективов, исполнителей и рок-групп в Новокузнецке. Биографии, интересные случаи, происшедшие с музыкантами, размышления Сергея о пути истинном и навязанном для новокузнецких эстрадников – всё это, думается, рано или поздно в печатном виде увидит свет.

По словам автора рукописи, началось всё со студенческой скамьи. Сергей учился в Новокузнецком колледже искусств и в рамках курса «История музыкальных стилей» делал доклад о новокузнецких эстрадных исполнителях. Эту мысль подсказала ему преподаватель Галина Жолудева: «Серёжа, ты же музыкант! Наверняка, знаешь местных исполнителей. Вот и сделай о них доклад», – предложила она студенту. Образно говоря, Сергей Ермаков пишет тот доклад до сих пор. Обобщая все рассказы и сюжеты в своей пока ещё неизданной книге.

Труд этот упорный и дотошный. Так, Сергеем было проведено несколько десятков интервью с участниками и очевидцами культурных и музыкальных событий, начиная с конца 60-х годов прошлого века и до наших дней. Связаны они с разными направлениями эстрадной музыки в Новокузнецке. Было собрано несколько сотен аудиопроизведений, размещённых на диске в приложении к этой рукописи, изучено огромное количество публикаций в прессе и видеоматериалов того времени.

– Моя работа не претендует на полноту и истинность в освещении этих событий, это – авторский взгляд, попытка собрать воедино и зафиксировать культурное течение, которое возникло в Новокузнецке в 60-х годах после появления в мире битломании. Это книга о тех, о ком вряд ли напишет «официальная культура». О тех, кто играл на танцах в 60-х и 70-х. О тех, кто в 90-е, несмотря на разруху в стране и не имея никаких перспектив, продолжал заниматься творчеством. Но от этого их роль в обществе и культурной жизни не менее важна, чем роль официально признанных, успешных артистов и проектов, – говорит Сергей.

По его оценкам, за 60-летнюю историю существования этого культурного музыкального течения в городе сложились несколько сотен коллективов, что работали в различных жанрах эстрадной музыки, начиная от вокально-инструментальных ансамблей до альтернативных направлений рок-музыки. Новокузнецкими авторами написана не одна сотня музыкальных произведений и выпущен не один десяток альбомов и видеоклипов. У них официально тиражировались виниловые диски и аудиокассеты. «Многое сейчас можно найти на просторах Интернета. А многое исчезло навсегда, оставив лишь впечатления и воспоминания очевидцев. В те годы некоторые новокузнецкие музыканты приобрели всероссийскую известность и признание», – комментирует Сергей.

Кстати, по словам автора рукописи, в процессе сбора материала и работы над ней многие музыкальные мифы, родившиеся в Новокузнецке, были развеяны. А некоторые неизвестные и забытые истории обрели жизнь. Вот только несколько биографических эпизодов, которые Сергей Ермаков описывает в своей будущей книге.

Знаете ли вы, что основатель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин некоторое время жил и работал в Новокузнецке, на строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината? Приехал он в наш город в 18-летнем возрасте после того, как был отчислен из Свердловского музыкального училища «за хроническую неуспеваемость и фанатичную любовь к джазу». В Новокузнецке Мулявин создал свою первую эстрадную группу, с которой и выступал на танцплощадках города. Затем был приглашён в Кемеровскую филармонию. Потом в его биографии появилась Минская филармония, в которой в 1969 году Владимир Мулявин и основал ВИА «Песняры».

В 18-летнем возрасте в Новокузнецке проходил военную службу и эстонец Тыну Аре, основатель популярного советского ВИА «Апельсин». «…В один из тёплых вечеров лета 1974 года молодой военнослужащий, роста выше среднего, во время своего увольнительного появился на танцевальной площадке за кинотеатром «Берёзка». В тот день на площадке работал ансамбль «Старая мельница». Тыну подошёл к ребятам и предложил сыграть несколько произведений в стиле рок-н-ролла. Обсудив с Юрием Судницким и Валерием Беликовым, что и как играть, Тыну, одолжив гитару у Станислава Кудряшова, выдал такой рок-н-ролльный сет, что публика, пришедшая на танцы, просто растерялась и застыла в изумлении. Как сказал один из очевидцев тех событий: «Было ощущение, что Европа пришла в Новокузнецк», – пишет Сергей Ермаков. Музыканты договорились с командирами Тыну, чтобы тот регулярно приходил в увольнительные на танцы. Настолько он оказался популярным у новокузнецкой публики! Каждый его приход на танцплощадку вызывал настоящий ажиотаж. Но за это талантливый музыкант обязан был чинить обувь в воинской части. («Он это тоже делал весьма умело и аккуратно»). Однажды отец выслал сыну в Новокузнецк гитару «Gibson», бонги, губную гармошку и тарелки «Paiste», которые произвели огромное впечатление на местную музыкальную общественность («Такие инструменты новокузнецкие музыканты видели только на картинках и фотографиях с конвертов фирменных пластинок»).

Некоторое время в Новокузнецке жила и такая знаменитость, как Борис Емельянов, автор популярных шлягеров «Носики-курносики сопят» и «Снится мне деревня». Он работал во Дворце культуры Кузнецкого металлургического комбината музыкальным руководителем. Сочинял песни для местных исполнителей и писал музыку для спектаклей Новокузнецкого театра кукол. Потом устроился пианистом в кафе «Юность» – самое модное в то время место отдыха городской молодёжи. Столики здесь бронировали на несколько недель вперёд. Именно в «Юности» Борису Емельянову удалось организовать свой первый творческий вечер, на котором основной репертуар исполнял врач ГИДУВа, кандидат медицинских наук, певец Михаил Куршин (в настоящее время живёт в Израиле, где у него своя клиника).

Однажды композитор просматривал журнал «Работница», в котором и наткнулся на тронувшие его стихи про «носики-курносики» («И сразу родилась мелодия! Так и появилась знаменитая песня, которую Борис Емельянов посвятил своей дочери и которую впоследствии так задушевно исполнила Валентина Толкунова»). «Носики-курносики» стали лауреатом конкурса «Песня года». И мало кому известный прежде композитор стал популярным. В 37 лет Емельянов уехал покорять столицу. Помогло ему в этом знакомство с известными поэтами-песенниками Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Леонидом Дербенёвым, Анатолием Поперечным, Игорем Шафераном. Сегодня бывший новокузнечанин живёт в Подмосковье.

В Новокузнецке некоторое время пребывала и такая обаятельная личность, как Иван Кучин, автор-исполнитель, поэт, композитор. Уроженец Дальнего Востока, он сидел в Абагуровской колонии №12 за кражу музыкального оборудования из Дома культуры. По такому поводу он сделал за решётку четыре ходки. Настолько велико было в нём желание создать собственную студию звукозаписи! («Вот и раскулачивал дворцовых владельцев. Пока эта мечта не привела его в места не столь отдалённые»). Вспоминают о Кучине как об очень талантливом человеке, интересном собеседнике, который спустя несколько минут общения вызывал симпатию у людей. Однажды он поучаствовал в городском конкурсе песен и написал гимн Новокузнецка. Легко знакомился с журналистами, раздавая интервью направо и налево – на телевидение и в газеты.

Ивана Кучина любили новокузнецкие поклонники его таланта и помогали, чем могли. В колонии он создал-таки собственную студию, здесь же у него была и художественная мастерская. Из мест заключения автор-исполнитель вышел с готовым альбомом, в котором были записи нескольких десятков его песен. Два раза шансонье выступал со своими концертами в библиотеке имени Гоголя, который устраивала сотрудник Гоголевки Галина Иванова – её Кучин буквально очаровал. «Красивая речь, умел себя подать. Иван был способен проникнуть в суть человека, очень к себе располагал», – вспоминает Галина Степановна. Два раза пел в молодёжно-жилищном комплексе «Дружный». Затем с помощью друзей перебрался в Москву. Сейчас живёт в Подмосковье и имеет свою домашнюю студию, о которой когда-то мечтал. Даже изредка выезжает на концертные гастроли…

http://novotv.ru/news/2971

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *