Лидер новокузнецкой группы поделился с «Новостями Новокузнецка» своими взглядами на музыку, критику — и рассказал, как весело и креативно отметить Новый год.
Сейчас в Новокузнецке при поддержке «Сибирских Сетей» проходит музыкальный фестиваль «Сибирь.DA». Коллективы из разных городов Кемеровской области, а также Новосибирска играют часовые концерты, онлайн-трансляции которых ведутся на сайте , а эксперты выносят свои оценки по поводу увиденного и услышанного. Об участии в фестивале, о городских музыкантах и о том, как правильно относиться к критике, мы поговорили с Сергеем Ермаковым, лидером известной в Новокузнецке группы «Ермаков и Ко». Которой, кстати, совсем недавно исполнилось 14 лет.
— Сергей, группа «Ермаков и Ко» приняла участие в фестивале «Сибирь.DA». Чего вы ожидали от фестиваля и оправдались ли ваши ожидания?
— Я давно не участвовал в серьёзных конкурсах, последний раз — лет 11 назад. Поэтому я, честно говоря, соглашался не потому, что можно было что-то выиграть или проиграть. Фестиваль — это не всегда соревнование, и музыка — это не спорт. Меня просто гордостьвзяла за то, что у нас в городе появился такой фестиваль. Раньше ведь интернета не было, и даже если бы мы собрали группы из разных городов в одной студии, сняли концерты на камеру, то показать это в разных городах и регионах было бы проблематично. А сейчас человек в любой точке Земного шара может зайти на сайт и просматривать выступления, ставить оценки.
— Участие в фестивале «Сибирь.DA» обещает музыкантам какие-то перспективы?
— Любой фестиваль — это творческое развитие, это возможность показать себя, посмотреть других. Молодой музыкант здесь может узнать, что о нём говорят, что думают, наметить планы насчёт того, куда двигаться дальше. С другой стороны, чтобы оценки были более-менее объективны, музыкальных критиков нужно больше. И желательно чтобы они имели опыт работы с артистами разных направлений — поскольку на фестивале представлены коллективы, непохожие друг на друга. Причём хорошие музыкальные критики есть не только в Москве, но и в Томске, Новосибирске например.
Но если говорить о подъёме группы, раскрутке, то здесь многое упирается в бюджет. И если у вас его нет, то шансов выйти на просторы отечественного шоу-бизнеса не много. Кстати, у нас также нет определённого законодательства, которое регулировало бы взаимодействие продюсера и артиста. Грубо говоря, сегодня в вас вкладывают деньги — завтра вы начинаете принимать наркотики. Или вы молодая девушка — вдруг встретили молодого человека, передумали становиться звездой… А продюсер уже вложил в вас много денег — и как ему быть в таком случае? Подобный расклад делает развитие шоу-бизнеса практически невозможным. Поэтому у нас в России, за редким исключением, поднимаются коллективы, которые связаны с продюсерами родственно, или имеющие самостоятельный бюджет.
— Но ведь бюджет — это не залог успеха…
— Конечно, если вы имеете бюджет, то здесь тоже много подводных камней. В таком случае найдётся много желающих использовать ваши деньги — все будут говорить, что вы замечательный артист, а правды вы так и не узнаете. В принципе, за деньги можно поднять любой материал, вопрос в том, продержится ли он. И здесь уже всё зависит от того, придётся ли ваше творчество людям по душе или нет. Кстати, из Новокузнецка сейчас раскручивается талантливая певица, которая в этом году получила «Золотой граммофон». Очень интересно как сложится её творческая судьба в дальнейшем.
— С другой стороны, не все стремятся попасть в столицу, наверняка и среди участников фестиваля «Сибирь.DA» есть группы, которым комфортно в родном городе?
— Например, группа «Коридор» — я этих ребят знаю уже лет 20, наверно, а музыкой они занимаются лет 25 уже, а может и больше. Они записывают альбомы, снимают клипы, которые потом крутятся на региональных телеканалах. Группа регулярно гастролирует по Сибири: Омск, Красноярск, Новосибирск, планируется и Новокузнецк. У «Коридора» здесь есть своя аудитория. Тоже самое можно сказать и о Ермаков и Ко.
— Кого из участников вы ещё можете выделить, кроме уже упомянутого «Коридора»?
— Я бы никого не стал специально выделять, потому что все находятся примерно на одном уровне. Сейчас все команды подтянулись, все достаточно хорошо играют. И даже если вы плохо звуки на гитаре извлекаете, вам помогут всякие примочки…
— А как насчёт текстов? Многие, в том числе Юрий Шевчук, говорят, что молодые музыканты не особо уделяют внимание поэзии…
— Действительно, не хватает поэзии. Почему с текстами так плохо сейчас? Для того, чтобы написать стих, нужна энергия, нужен духовный и интеллектуальный потенциал. Поэт — тот, кто рубит навека. А мы вдобавок ко всему часто стесняемся говорить какие-то слова, боимся сказать лишнего.
— Поэтому многие начинают петь на английском?
— В России сейчас много успешных коллективов исполняющих свои композиции на английском языке. Мне всегда хочется услышать тексты, какие-то идеи. Многие ребята говорят, что это оправдано стилем…В России западная музыка пользуется популярностью, но от отечественных коллективов я всегда жду текстов, я хочу слышать, о чём они поют, понимать. Вначале было слово. Даже при общении с людьми на внешность обращаешь внимание только в самом начале, а затем главной оказывается информация, которую ты получаешь от человека.
— Когда начинала группа «Ермаков и Ко», было легче?
— Нас впервые показали по телевизору в 1998 году. На следующий день я пришёл на работу — и оказалось, что меня все видели, все знают. А сейчас пусть вас 250 раз покажут по телевизору – и всё равно вполне возможно, что никто не заметит. Поэтому молодые ребята часто пытаются подражать успешным музыкантам — в исполнении, в манере поведения на сцене. Ведь если вы создаёте нечто новое, чувствуя лишь свой собственный внутренний голос – в чём и заключается творчество — действительно очень сложно добиться того, чтобы на вас обратили внимание. Для этого люди должны остановиться хоть на несколько минут — а мы живём сейчас в бешеном ритме, вечно куда-то торопясь, чего-то не успевая.
Американцы сделали отличный эксперимент: поставили известного саксофониста-виртуоза в метро, и там он играл несколько часов. Так за всё это время из нескольких тысяч прохожих остановились человек 8, кинули пару долларов. А ведь это талантливейший музыкант, концерты которого собирают полные залы! Об этом я и говорю — сколько бы раз вас ни крутили по телевизору, этого сейчас недостаточно, нужно делать что-то ещё. Сейчас ведь даже собрать людей на концерт, заставить что-то послушать без водки вечером очень сложно. А бардовские, акустические выступления и вовсе пропали, если и проходят, то в виде квартирников. Про классическую музыку я вообще молчу. Просто для того, чтобы оценить, прочувствовать музыку, нужно выключить сотовый телефон, отвлечься от бесконечных дел, забот, проблем.
— Судя по вашим ответам, вы не разделяете попсу и рок. Вы считаете, и то и другое движется по одинаковым законам?
— Да, по одинаковым. Я считаю, что нам необходимо прийти к симбиозу, где музыкант будет прежде всего творцом, но одновременно и дельцом. Он должен будет жить сразу в двух плоскостях: с одной стороны, всегда помнить, что деньги, успех, поклонники — не главное. Главное — творчество и то, что вы хотите донести до людей через это творчество. С другой стороны, музыкант и его группа должны выживать – значит, должна быть какая-то система, в которой группа будет зарабатывать.
Да, у нас существует противостояние попсы и рока, которого нет, к примеру, на Западе, где всё — рынок. Дело в том, что у нас попса всегда служила для развлечения, для удовлетворения инстинктов. Чем более обнажённые девушки на сцене, тем больше поклонники готовы платить… Чем более популярен артист, тем выше он поднимается в социальной иерархии. А на противоположной стороне стояла рок-музыка, которая создавалась ради идеи. Сейчас всё должно объединиться и стать единым культурным пластом, основной задачей которого будет любовь, творчество.
— Артур Гаспарян достаточно жёстко отозвался о выступлении группы «Ермаков и Ко», сказав, что вы выступили на уровне школьного коллектива, но по вашей реакции нельзя было сказать, что вы сильно расстроились. Вас не задели услышанные слова?
— Это было конечно немного неожиданно. Из этой ситуации я понял, что цель любой критики – помощь. Если вы критикуете человека с искренним желанием помочь, ваша критика будет конструктивна, вы подадите её так, что она будет полезна, будет услышана. Но у нас чаще всего критика носит характер самоутверждения. Среди музыкальных критиков много ребят пишущих на заказ или неудавшихся музыкантов, ребята, пишущие в сети, зачастую сами ничего толком не создали, не достигли, но тоже дают оценки. Кстати, закон защищает физическое тело: если вас побили, возможно, будет суд, накажут обидчика. А уничтожать личность эмоционально и духовно можно сколько угодно, ничего не опасаясь.
Вообще, к группе я отношусь как к маленькому ребёнку. Когда он родился —он ничего не умеет. Вы его кормите, воспитываете, помогаете всячески. Точно так же с группой: она появилась – и у музыкантов пока не всё получается. Но ребёнок растёт, ему помогают, поддерживают. Вот он уже научился ходить, говорить, первый стишок прочитал, пошёл в школу. Вот он вырос, и сам поддерживает папу и маму. Если ты создал группу, её надо развивать и поддерживать. За несовершенство вообще нельзя никогда критиковать. Агрессивная критика несовершенства — это я бы даже сказал грех, о котором много написано в священных книгах: Не судите. Осуждать ребят за то, что они чего-то не умеют — не по-христиански. Рано или поздно они всему научатся.
— То есть вы вообще спокойно относитесь к критике?
— Было такое детское стихотворение: Словом можно спасти / Словом можно убить / Словом можно полки за собой повести. Мне кажется надо быть очень аккуратным к тому что ты говоришь, и особенно к критике которую ты хочешь высказать. Я знаю истории очень талантливых коллективов, которые бросали музыку, когда сталкивались с жёсткими негативными отзывами о себе.
— В целом у музыкальной жизни Новокузнецка есть какие-то отличительные особенности?
— В Новокузнецке, как и вообще по всей Сибири, музыка создаётся не ради денег, и именно поэтому такое творчество и интересно. Да, у молодых ребят есть надежда, что их услышат больше людей, что они добьются каких-то успехов, что правильные люди из Москвы их увидят… Но всё это второстепенно, главное — они действительно вкладывают душу в то, что делают, пытаются донести до слушателей свою идею.
— Скоро любимый праздник всей страны, поэтому хотелось бы, чтобы вы вспомнили свой самый необычный Новый год. Как это было?
— Иногда мы с друзьями делаем этакие тематические, концептуальные Новые года. Выбираем тему вечеринки — например, Древняя Греция — и распределяем роли: кто-то должен был стать греческим философом, кто-то одним из олимпийских богов… А затем каждый готовит песни, костюмы, номера. Причём для всех остальных это сюрприз, кто что приготовит. Получается очень весело. Поэтому я хочу пожелать новокузнечанам провести этот Новый год творчески, с фантазией. Любви и счастья в Новом году!
http://novokuzneck.bezformata.ru/listnews/postepenno-uchish-hodit-i-govorit/2329670/